> Главная >
Изделия • лестницы
• балконы
• ворота
• мангалы
• беседки
>
НОВОЕ >
История >
Профессия >
Контакты
Развлекательный портал мужских интересов.
Я И МОИ ИНТЕРЕСЫ.: Делаем межэтажную лестницу с коваными перилами.
|
Художественная ковка
История ремесла.
Искусство ковки известно на Руси с древнейших времён, начало его широкому распространению положено в ХII—ХIII
веках — при зарождении городского кузнечного ремесла.
Ковка — способ художественной обработки металлов в холодном или горячем состоянии давлением (при помощи молота и пресса).
Кузнечное производство — самое древнее на земле. Оно возникло значительно раньше литейного. «Варить» металл, резать его, как хлеб,
ножом, шлифовать человек научился позже.
Четыре тысячи лет назад самый доступный в обработке металл — медь — открыл человеку тайны своей слабости и силы.
Ударяя по «камню, люди изменяли его форму и выковывали наконечники для стрел. Затем стали изготавливать украшения, чеканить деньги.
Роль, назначение и ценность металла зависели от трудности добычи и обработки его, от применения в хозяйстве, а нередко и от нравов общества.
Так, серебро затмевало золото, а золото — только что открытый и никому ещё не знакомый металл — алюминий. Затем появились платина, вольфрам, молибден.
Но обыкновенные железные орудия труда оставались у народа в неизменном почёте, железное оружие помогало защищать родную землю от непрошеных гостей.
Археологические раскопки свидетельствуют, что на Руси кузнечное производство возникло раньше, чем в Западной Европе.
Археология — это в какой-то мере история вещей, когда-то выполненных безымянными мастерами. Вот почему нам так дороги и тонкое кружево кольчуг,
и надёжные щиты, копья, мечи. А знаменитое тульское оружие? А Царь-пушка, царь-колокол! О многом поведали нам через века талантливые умельцы-кузнецы.
В ХV-ХVII веках кузнечное ремесло продолжало бурно развиваться. В Новгороде и Москве возникло кузнечное производство.
Кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнечная слобода в Старице).
Широкое распространение кузнечного ремесла стало возможно при активном росте металлургического дела. Уже в древние времена в число вещей,
изготовлявшихся кузнецами, ВХОДИЛИ: дверные ручки, пробои и кольца, петли дверей и ворот, замки и другие виды изделий для
повседневного быта.
Подобно Богу обычные деревенские кузнецы по всей земле ковали могучими руками серпы и косы, плугИ, топоры, подковы,
щиты и шлемы для воинов; и были они в этой будничной работе поистине величественны. Обработка металла всегда считалась мужским делом, так как требовала
от мастера силы и твёрдой руки.
Народные мастера до тонкостей изучали свойства металла и с успехом применяли свои знания на практике. Прочность, пластичность, твёрдость, ковкость
(плавится, сваривается, режется) — эти и другие свойства металла определяют возникновение самых разнообразных приёмов его обработки в различных ремёслах.
Техника художественной ковки, начиная с самых далеких веков и до настоящего Времени, почти не изменилась. В этом можно убедиться, сравнивая как инструменты,
так и готовую продукцию. При огромном разнообразии изделий существует определённое количество технических приёмов, применяемых при их изготовлении.
Они и создают декоративный эффект ковки.
Ковка. История ремесла в области.
Для Воронежской области своеобразными музеями-заповедниками, сохранившими многие элементы декоративной отделки зданий конца ХIХ — начала ХХ века,
являются города Борисоглебск и Новохопёрск.В 1860 году в Борисоглебске действовало чугуноплавильное предприятие. Видимо, поэтому на старинных домах можно увидеть металлические козырьки,
навесы, балконные решётки, кронштейны. Сохранились козырьки, которые устраивались над парадными входами
в общественные и жилые здания: двускатные, лучкового очертания с килевидным завершением и с односкатным покрытием (в стиле модерн).
Кованые кронштейны козырьков имеют преимущественно геометрический рисунок в виде колец, прямоугольников, ромбов, спиралей.
Художественная ковка - это один из способов художественной обработки металла. Ковка железа происходит при температуре свыше 1000 °С.
На первых порах руду плавили в ямах, затем их заменили печи – домницы. Плавка шла на древесном угле с подачей в горн горячего
воздуха который задували при помощи мехов из шкур животных. Техника и решетки, сельскохозяйственные орудия, оружие и доспехи,
инструменты ремесленников и другие предметы.
В то время оконные проемы закрывали кованые решетки, парки и сады оформлялись коваными воротами и заборами. Богато оформленные
железные двери с элементами художественной ковки украшали дворцы и храмы. В XVIII ст. ковка широко используется для выполнения
заборов городских домов, особняков, церковных дворов.
Если для литья рисунок и разработку всей декорации делал архитектор, то ковка всегда рассчитывалась на творческое варьирование
и доработку деталей кузнецом. Фантазия и мастерство, изобретательность, знание особенностей и возможностей металла позволяют
создавать высокохудожественные произведения искусства.
При том уровне техники от кузнеца требовалось много умения, навыка и опыта в обращении с металлом. Различить, сорта стали можно
было только по цвету и характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке и сварке - по цвету раскаленного металла
на глаз (в кузнях постоянно был полумрак).
Древнерусские кузнецы с большим искусством производили не ручной ковки, пластической обработки раскалённого железа известна
с незапамятных времён. Также извесно кузнечное оборудование: горн, мехи, различные наковальни, молотки и клещи, которое использовали
кузнецы. При помощи этого оборудования металл расковывался, растягивался, сгибался, растягивался, рассекался, сваривался, плющился.
При том уровне техники от мастера требовалось много опыта, умения, навыка в обращении с металлом. Различить, сорта стали можно было
только по цвету и характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке и сварке - по цвету раскаленного металла на глаз
(поэтому в деревенских кузнях был полумрак). Вплоть до XVIII ст. слесарные приёмы в кузнечестве не применялись.
В IX—XII ст. на Руси при строительстве монастырей, церквей и соборов в Киеве, используется работа кузнецов, которые куют оконные
решетки, ворота с витыми ручками-стукалами, устанавливают на вершинах куполов кресты. Особенно художественная ковка по железу
раскрылись на Руси в XVII-XVIII ст. Руськие мастера отлично знали технологию ковки. Созданные ими заборы, решетки, ворота сохраняли
выразительность в любом архитектурном окружении.
При Киевской Руси кузнецы ковали из железа заборы только украшения к костюмам - пряжки, перстни, застежки, браслеты,
ожерелья и т.д., но и сундуки, дверные замки, мечи, шлемы, кольчуги, боевые топоры, и великое множество других кованых изделий.
Приемы ковки, известные с древних времен, сохранились и до наших дней. Кузнечная сварка была в основе изготовления холодного
оружия из многослойной стали. Ее еще называют сварочным булатом. Больших успехов добились мастера из Дамаска. Дамасской сталью
стала называться многослойная сварочная сталь.
В конце XIX ст. на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде был показан уникальный экспонат кузнецов Юзовского
завода — стальная пальма. Она была выкована кузнецом А. Мерцаловым и молотобойцем Ф. Шкариным за две недели. Журнал
«Горнозаводской листок» писал: «Пальма сделана из одного рельса. Ее ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается
венчиком. Высота подлинно художественного изделия 3 м 530 мм. Молот и зубило — вот единственные инструменты, которыми пользовались
кузнецы». Газеты того времени писали: «Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом, ее темные,
рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были так легки, а тонкий шершавый ствол так гибок, что вначале было трудно
поверить, что это не живое растение, вывезенное с Кавказского побережья, а тончайшее произведение искусства. Всем хотелось
потрогать ее руками». В 1900 г. кованая пальма была выставлена на Международной промышленной выставке в Париже и получила
Гран-при. Сейчас эта пальма — экспонат музея Горного института в Петербурге.
В XX ст. декоративный кованый металл сменили сварные изделия и конструкции. Это связано с развитием прокатного и штамповочного
производств, художественная ковка стала упрощаться. Постепенно в архитектуре все реже стал примениться декоративный кованый
металл. Его заменяют сварные конструкции, для изготовления которых не требуется особенного мастерства . Достаточно владеть навыками
сварщика, и иметь поверхносное представление о ковке.
Художественная ковка стала упрощаться, все меньше осталось настоящих мастеров, владеющих художественной ковкой, умеющих
реставрировать или починить старинную решетку.
В настоящее время популярность кованых изделий растет. Ничто не может так подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома,
сада, как стильные кованные изделия. В наши дни ковка имеет огромную популярность - кованые заборы, кованые решетки, ворота,
калитки, кованая мебель, кованные предметы интерьера и другое. Популярность этих изделий понятна, так как именно
художественная ковка является одним из ремесел, которые дошли с древности в наш век стандартных изделий, производящихся
массовым тиражом.
|
|